Вы не зарегистрированы

Авторизация



ТЭД. Реакции ионного обмена

Фото пользователя Ирина Аркадьевна Максимова
Размещено: Ирина Аркадьевна Максимова - пн, 10/07/2017 - 16:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Максимова Ирина Аркадьевна
Место работы, должность: 

Учитель химии и биологии МОУ "Оршанская средняя общеобразовательная школа"

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Закрепить знания о протекании ионных реакций в растворах электролитов

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

Габриелян О.С. Химия 8 класс:учебник общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2010

 

 

Используемая методическая литература: 

Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия 8 класс: Настольная книга.- М.:Дрофа, 2004

Используемое оборудование: 

химическая посуда,  ноутбук; проектор; экран.

Используемые ЦОР: 

Экспериментальная химия  www.chemexperiment.narod.ru/index.html

Краткое описание: 
<p>&nbsp;</p> <p>На урок проводится формирование и совершенствование умений и навыков по темы &laquo;Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена&raquo;. Предусмотрено неоднократное обращение к материалу предыдущих уроков в течение всего урочного времени, что позволяет обобщить и систематизировать знания и умения по данной теме. Содержание урока работает на дальнейшее понимание процессов происходивших в растворах, на понимание качественных реакций на успешную подготовку к сдачу экзамена.</p>

Конспект урока

Этапы  урока

Содержание этапа урока

Формируемые УУД

Организационное начало урока

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Организация внимания учащихся

  • Здравствуйте, ребята! 

         Прозвенел уже звонок

         Начинается урок.

         Мы сегодня не одни,

         Гости на урок  пришли.

Договариваемся: действовать, искать, думать, трудиться в полную силу и не бояться допустить  ошибку!

 

Личностные УУД

Способствуем формированию желания выполнять учебные действия

 

Постановка задач

урока

 

ОРЯИЕТ  ОЛИТЭЛЕКТР     АВНЕУРНИЯ   СОЦИДИСАЦИЯ

Теория        Электролит             Уравнения             Диссоциация  

 

О чем же мы будем вести сегодня разговор?

 

    На прошлых уроках вы узнали, что водные растворы кислот, солей и щелочей являются электролитами, мы учились писать уравнения диссоциации этих веществ на катионы и анионы, познакомились с условиями протекания реакций ионного обмена до конца.

   Сегодня  мы будем использовать эти знания выполняя задания.

 

 

 

 

Познавательные УУД

Формируем  умение выявлять сущность, особенности изучаемых  явлений

Коммуникативные УУД

Формируем  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 

Актуализация знаний

«Разминка» (БОНУС)

1. Основоположником теорий электролитической диссоциации является -

2. Распад электролита на ионы при растворении или расплавления  –

3. Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток,     

     называют –

4. Сильные электролиты имеют степень диссоциации –

5. Слабые электролиты имеют степень диссоциации –

6. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов 

    в результате отдачи или принятия электронов –

7. Положительно заряженные ионы –

8. Отрицательно заряженные ионы –

9. Реакции между ионами называются -

10. Признаками  реакций ионного обмена являются –

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

Формируем  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 

Познавательные УУД

Структурируем  ранее полученные знания

 

 

Формирование и совершенствование умений и навыков

«Таблица растворимости»

   Класс 1 (задание на слайде. Кто отвечает получает БОНУС)

 

Лаборант, проводя анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, определил наличие следующих ионов: K+, NO3-,Cu2+, Cl-, S2-. Какие ошибки он допустил?  ( Ионы Cu2+ окрашены, а анализируемый раствор бесцветный,  ионы Cu2+  и S2- не могут одновременно  находиться в растворе, так как взаимодействуют между собой с образованием осадка CuS).  

 

    Класс (в карте урока )

(весь класс, после выполнения, проверка с пояснением) (БОНУС)

 

Распределите предложенные  вещества на электролиты и неэлектролиты: раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, сахар, раствор сахара, дистиллированная вода, раствор карбонат калия. Данные занесите в таблицу.     

 

 

электролит

неэлектролит

 

 

 

 

 

    Продолжим работу с таблицей растворимости. Вы только – что сказали, что все электролиты диссоциируют на ионы при растворении в воде.  Как же мы можем записать эти уравнения? У вас в карте урока есть задание. Каждый вариант выполняет свое прямо в карте.

 

«Уравнения диссоциации»

(класс выполняет по вариантам, затем самопроверка по презентации)

 

Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже  соединений:

 

1 вариант

2 вариант

гидроксид бария

азотная кислота

Na2СO3

 

соляная кислота

гидроксид калия

K2SO4

 

Если все правильно- 2 балла

Если 1 ошибка 1 балл

 

      Обратите внимание на уравнения диссоциации кислот и оснований.

  • Что общего в уравнениях диссоциации кислот?

Все кислоты объединяет то, что они при диссоциации обязательно образуют катионы водорода.

  • Чем похожи уравнения диссоциации щелочей?

Все щелочи объединяет то, что они при диссоциации обязательно образуют анионы гидроксогрупп..

 

  • Как можно доказать, что в растворах кислот накапливаются катионы водорода, а в растворах щелочей – гидроксид-ионы.

 

У вас на столах находятся пронумерованные стаканчики, в которых находятся растворы кислоты и щелочи.Определите, где что находится.

 

 

«Проверь себя»

 (работа в парах)

    Даны растворы, содержащие ионы Н+ и ОН-. Как с помощью индикаторной бумаги можно определить эти ионы?

 

Пробирка 1

Пробирка 2

Находится __________, так как    

 

Находится __________, так как    

 

 

 

Учащиеся выполняют эксперимент, отвечая на вопрос, происходит самопроверка и самооценивание с использованием презентации (задание - 1 балл).

 

 

 

 

 

 

   «Составляй-ка»

Класс выполняет в карте урока

 

  Большинство реакций протекает в растворах, которые содержат ионы, растворенных в них веществ.  Следовательно, свойства растворов зависят от того, какие ионы в них находятся.

     На столе находятся стаканчики с растворами солей: сульфата меди(II), сульфата никеля(II), сульфата кобальта(II), сульфата натрия.  Почему цвет растворов разный? (Цвет растворам придают гидратированные ионы металлов).

      Если прилить к предложенным веществам гидроксид натрия, то в каких случаях реакции будут идти до конца? ( Реакции будут идти до конца если смешать растворы сульфата меди(2) и гидроксида натрия, сульфата кобальта(2) и гидроксида натрия, сульфата никеля(2) и гидроксида натрия т.к. образуются осадки различного цвета).

      В карте урока каждый напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное уравнения реакций  любого из проведенных  превращений.

        ( один выходит  и выполняет задание на доске)

    Назовите, в каких еще есть  случаях реакции обмена идут до конца? (Реакции идут до конца, если образуется осадок, газообразное вещество или малодиссоциирующее вещество).

   Просмотр фрагмента с выделением газа

   

«Физкультминутка»

 

На мои предложения вы отвечаете кивая головой, если ответ положительный, вращением головы, если ответ отрицательный:


1) раствор серной кислоты является сильным электролитом; (да)
2) в растворе может протекать любая химическая реакция; (нет)
3) раствор сахара является электролитом; (нет)
4) в сокращенном ионном уравнении не могут участвовать ионы натрия;(да)
5) реакция между кислотой и щелочью является реакцией замещения;(нет)

 6) Отрицательно заряженные ионы называют анионами; (да)

   7) Свойства растворов не зависят от ионов, в них находящихся (нет)

 

Немного встряхнулись.  В карте урока  найдите задание « Химия и жизнь». Выполняете его по вариантам.

«Химия и жизнь»

 (после выполнения проводится взаимопроверка ; правильное задание демонстрируется на слайде. За правильно выполненное задание ставиться 3 балла)

      1вариант. Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция. Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

 

       2 вариант. Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая крупа или дождь. Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей.

«Решай-ка»

(Решают на доске)

Приготовили 200 грамм 15% раствора нитрата железа (II). Рассчитайте количество ионов каждого вида в данном растворе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Структурируем  знания

 

 

 

 

Регулятивные УУД

Формируем  умения уверенно и грамотно выражать свои мысли на химическом языке и языке формул

 

 

Коммуникативные УУД

Формируем  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 

Коммуникативные УУД

Способствуем адекватно передавать информацию

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 Способствуем умению корректировать действия свои и других учащихся

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Формируем  умение на основе знаний о диссоциации делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

Воспитываем качества лидера на примере работы в группах

 

 

Коммуникативные УУД

Формируем умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 

 

Регулятивные УУД

Способствуем умению осуществлять оценивание своих учебных достижений

 

 

 

 

Познавательные УУД

Формируем  умение

применять полученные ранее знания для объяснения полученных результатов

 

 

 

Коммуникативные УУД

Формируем умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 

 

 

Регулятивные УУД

Формируем  умения уверенно и грамотно выражать свои мысли на химическом языке и языке формул

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Формируем умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности,

Строить логические цепи рассуждений

 

Коммуникативные УУД

Формируем  умения формулировать и аргументировать свое мнение

 

 

Познавательные УУД

Формируем умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, использовать изученные приемы решения задач

Домашнее задание

1 уровень

Какие пары ионов не могут одновременно находиться в растворе: а)Cu2+ и OH- ;  б) Zn2+ и Cl-;в) Ag+ и Cl- ?Ответ подтвердите уравнениями реакций

2 уровень

Почему при растворении нитрата серебра в водопроводной воде раствор этой соли никогда не бывает прозрачным? Ответ подтвердите молекулярным, полным ионным и сокращенным ионным уравнениями..

3 уровень

Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автомобильного предприятия от катионов  Pb2+  и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.

 

Личностные УУД

Формируем  личностную мотивацию учебной деятельности

 

Познавательные УУД

Формируем умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

 

Рефлексивный блок

    Давайте подведём итоги нашего урока, подсчитаем количество заработанных баллов каждым из вас, оценим результаты своей работы.

 

Ученики подсчитывают набранное количество баллов за урок. По количеству набранных баллов выставляют себе оценки

                   баллов и выше – “оценка 5”

                   баллов – “оценка 4”

Молодцы!

 

А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы  в конце карты урока, подчеркнув, выбранный вами ответ и сдайте их мне.

 

1. На уроке я работал                                            активно / пассивно

2. Своей работой на уроке                                    я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался                                  коротким / длинным

4. За урок я                                                             не устал / устал

5. Мое настроение                                                стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был                                  понятен / не понятен

                                                                                полезен / бесполезен

                                                                                 интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется                       легким / трудным

                                                                                 интересным / неинтересны

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

Формируем умение анализировать эмоциональное состояние от успешной(неуспешной) деятельности

 

 

Личностные УУД

Формируем  личностную мотивацию учебной деятельности

 

 

 

Прикрепленный файлРазмер
РИО с выделением газа.wmv7.7 Мбайт
ТЭД Реакции ионного обмена.ppt1.36 Мбайт
КАРТА УРОКА.docx23.23 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...